Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Его используют для соединения сельхозтехники или повозки с конем. Для изготовления хомута применяют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность надежно зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошади. Это обеспечивает оптимальную передачу силы на тягловое усилие.

Хомут для лошади

Хомут для лошади

Изобретение хомута стало своего рода революцией для гужевого транспорта. Простая и практичная конструкция позволила существенно повысить эффективность грузоперевозок. Теперь лошадей можно было использовать не только для перевозки людей, но и серьезных грузов.

Изобретение хомута позволило использовать лошадей для перевозки грузов

Изобретение хомута позволило использовать лошадей для перевозки грузов

Содержание статьи

История конской сбруи

Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:

  • у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
  • на острове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
  • в ассирийском царстве, где сегодня расположен современный Ирак;
  • в древнем Китае.

Примерное строение первого хомута для лошади из кожи

Примерное строение первого хомута из кожи для лошади 

Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.

Хомут с двойными лентами охватывающими грудь и ноги лошади

Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади

Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.

Нагрудный ремень

Нагрудный ремень

В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.

Хомут в виде дуги с подкладом

Хомут в виде дуги с подкладом

В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).

Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов

Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов

В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.

Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей

Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей

Конная упряжь

В комплект входят хомут, сбруя, седло. Все аксессуары подбирают строго персонально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не экономили, изготавливали ее на заказ, подгоняя потом на своем питомце. Сегодня коневоды приобретают упряжь, как правило, на рынке или в специальных интернет-магазинах.

Конная упряжь

Конная упряжь

Полный комплект включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как бюджетный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не означает, что все ее компоненты обязательно подойдут коню по размеру. Поэтому специалисты рекомендуют покупать все аксессуары отдельно.

  • Хомут. Важная деталь упряжки – это хомут, передающий силу тяги на телегу или орудие труда. Надевают его так, чтобы он не болтался и не передавливал горло. Любой дискомфорт приводит к ухудшению работоспособности и здоровья коня.

    Хомут

    Хомут

  • Шлея. Чтобы хомут был зафиксирован надежно, используют прочную кожаную шлею из нескольких ремней, обеспечивающую регулировку скорости движения скакуна при остановке или спуске с горы. Размер шлеи должен подходить конкретному коню, иначе появятся потертости. Между ободочным ремнем и седалищными буграми при подгонке должна пройти ладонь.

    Шлея

    Шлея

  • Подпруга. Долговечность упряжи определяет подпруга, которую изготавливают обязательно из кожи, чтобы материал плотно облегал тело, не доставляя дискомфорта.

    Подпруга

    Подпруга

  • Узда состоит из удил, поводьев и недоуздка, последний надевается на голову скакуна. Самая удобная уздечка – короткая: она позволяет вести лошадь с поводьями. Животное можно даже напоить, не снимая упряжку.

    Узда

    Узда

  • Вожжи – обязательная деталь упряжи. Бывают в кожаном исполнении или текстильном.

    Вожжи

    Вожжи

  • Седелка поддерживает и закрепляет весь комплект. Удерживает ее на теле подпруга.

    Сиделка

    Седелка

  • Чересседельник закрепляют на оглоблях. Он компенсирует нагрузку от хомута, дуги и оглобель.
  • Подбрюшник – пропускают под подпругой и закрепляют на оглоблях на среднем уровне.

    Чересседельник и подбрюшник

    Чересседельник и подбрюшник

  • Дуга удерживает хомут и оглобли, амортизирует толчки. Прочные и упругие деревянные оглобли одинаковы по длине.

    Дуга

    Дуга

  • Строение хомута

    В стандартный вариант входят:

    • подкладка;
    • клещи;
    • хомутина.

    Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.

    Строение хомута

    Строение хомута

    Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.

    Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.

    Клещи

    Клещи

    Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.

    В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

    На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

    На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

    Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

    Видео — Как запрячь лошадь

    Раздвижная модель

    Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.

    Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов

    Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов

    Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.

    Раздвижной хомут

    Раздвижной хомут

    Виды сбруи

    От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.

    Виды сбруи

    Виды сбруи

    Одноконный тип

    Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.

    Одноконный тип

    Одноконный тип

    Постромочно-дышловой вид

    Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.

    Постромочно-дышловой вид

    Постромочно-дышловой вид

    Постромочная разновидность

    Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.

    Постромочная разновидность

    Постромочная разновидность

    Тачаночный тип

    Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.

    Тачаночный тип

    Тачаночный тип

    Комбинированная упряжь

    Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.

    Комбинированная упряжь

    Комбинированная упряжь

    ЦУГ

    ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.

    ЦУГ

    ЦУГ

    Видео — Европейская упряжь

    Рекомендации по выбору хомута для лошади

    Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.

    Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута

    Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута

    Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.

    Хомут должен плотно прилегать к шее лошади

    Хомут должен плотно прилегать к шее лошади

    Степень облегания контролируют:

    • по бокам: на мускулатуре передней оси лопатки;
    • вверху: на гребне шеи, на чале холки;
    • в нижней части: у основания шеи;
    • в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.

    Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:

    • ширину шеи измеряют у основания специальным приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании подобное устройство можно соорудить и самостоятельно. Для этого надо скрепить 3 планки в виде буквы «П», на перекладине надо нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;

      Циркуль Вилькенса

      Циркуль Вилькенса

    • длину измеряют сантиметровой лентой, прокладывая ее вдоль основания шеи от плечелопаточного сустава до гребня шеи у начала холки. Если планируете использовать хомут как пахотный или легковой, прибавьте к своим расчетам 3 см, для возового хомута прибавляют 6 см.

    При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.

    Хомут нужно выбирать исходя из целей использования лошади

    Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади

    Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.

    Размер, № 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Длина, см 440 460 485 510 535 555 585 610 640 670 710 740
    Ширина, см 210 230 240 250 260 270 280 310 340 360 380 400

    В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

    Видео — Русская упряжь

    В продаже бывают и роскошные хомуты, с натуральной кожей, украшенные бахромой и росписью, даже парадные выездные хомуты для пони. Стоимость таких шедевров может доходить до 8 -10 тысяч рублей. Словом, купить хомут для лошади можно с любым бюджетом, главное, чтобы он был удобен и эргономичен для коня.

    Расписной хомут с дугой

    Расписной хомут с дугой

    Сейчас средняя цена нового, только что произведенного хомута для лошади составляет около 100 долларов. Стоимость его в основном зависит от материала, из которого изготовлен гуж: петля в хомуте, которая с помощью дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько десятков наименований продукции.

    Изобретенный более 7 тысяч лет тому назад, хомут не потерял своей актуальности и в двадцать первом веке: его легко можно найти на виртуальных прилавках интернет-магазинов, увидеть на фермерском подворье или в парке, в праздничных санях.

    Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях

    Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях

    Этапы запряжки лошади

    Этапы запряжки лошади

    Источник

d1b48fc6